Аппиева дорога: в гробнице безымянной дочери

29 ноября 2018, 18:01 | Виктор Винокуров
Самая известная дорога - Аппиева - будто бы машина времени: переносит путников во времена цезарей, войн, интриг, предательств и любви. Здесь, всего в нескольких километрах от Рима, сконцентрирована история, запечатанная в камне.
Аппиева дорога: в гробнице безымянной дочери
Фото: Виктор Винокуров

Как и более тысячи лет назад, мы, словно римские легионеры, стойко идем по Аппиевой дороге, спотыкаясь на булыжниках. После Виллы Максенция (Villa di Massenzio) - комплекса, включающего развалины дворца, мавзолея и цирка, мы идем в одну из самых знаменитых гробниц Аппиевой дороги - Цецилии Метеллы. Ее высокой, манящей круглой башней мы любовались еще прогуливаясь по цирку на вилле Максенция.

Без имени, но со статусом

«Цецилия Метелла, дочь Квинта Цецилия Метелла Критского, жена Красса» (в оригинале - «caeciliae q. cretici f. metellae crass») гласит надпись на табличке, помещенной на башне. Пожалуй, это все, что известно о женщине, упокоившейся здесь более тысячи лет назад. Над тем, чем же она заслужила такую шикарную гробницу - сооружение 11 метров в высоту и 29 метров в диаметре, - до сих пор ломают головы историки, ну и мы, любопытные.

Возможно, дочка римского консула Квинта Целия Метеллы Кретика, человека очень богатого, была его любимицей. Или, может, была красива и подарила своему мужу прекрасных наследников. Супруг ее, не из простых смертных, а сын Марка Лициния Красса — полководца, повергшего Спартака. А ведь у нее даже имени личного не было! Ибо «Цецилиями Метеллами» называли всех девочек в этом роду. И, к слову, род Цецилия Метелла, даже несмотря на свое плебейское происхождение, дал Риму в республиканские времена и военных, и политиков, и чиновников.

Под «головой быка»

Саркофаг с телом знатной женщины уже давно здесь не покоится — ее перенесли в палаццо Фарнезе в 16 веке. А само сооружение, которое сейчас напоминает средневековый бастион, служило во все времена оборонительным форпостом. Последние, кто притрагивались к этому архитектурному комплексу, были Гаетани — в 14 веке прямо здесь был построен замок. В этот период строение, напоминающее цилиндр на квадратном основании, обрело стену с гибеллиновыми зубцами (кстати, такой же формы и стены нашего Кремля).

Гаэтани же приписывают и то, что сейчас окружность мавзолея украшена венками и бычьими головами - фамильными атрибутами, запечатленными в гербе семейства. Capo di Bove - голова быка - так из-за Гаэтани прозвали сначала и сам замок, а затем и здешние окрестности.

Сейчас бывший мавзолей гробницы Цецилии Метеллы - светское место, а по статусу - музей. Его можно арендовать, здесь проходят вечеринки и свадьбы. Внутри - небольшой двор, где собраны фрагменты, а порой и просто осколки от скульптур и гробниц Аппиевой дороги. Современность перемежается с древностью. Кстати, как и на развалинах в Риме, здесь тоже хозяйничают кошки.

Вход стоит несколько евро. Когда мы пришлю сюда с Виллы Максенция, здесь как раз готовились к вечеринке. Выдав нам билеты, служители вновь вернулись к вазонам с цветами и расстановке закусок. Тот факт, что всем здесь, похоже, наплевать и на экспонаты, и на редких, в этот почти вечерний час, туристов, говорят запахи и паутина.

Мы скорее по наитию, чем руководствуясь табличками, обнаружили память о том, что некогда здесь покоилась женщина того самого знатного римского рода. Ее погребальная камера, порядка 5-6 метров в диаметре, расположена в отдельной боковой нише. Из-за характерных запахов ее можно спутать с туалетной комнатой. Кирпич покрылся зеленым налетом. А на дне камеры, куда совсем немного проникает свет, — глаза...

Фото: Виктор Винокуров