По следам потерянных девушек Рима

4 ноября 2018, 21:50 | Виктор Винокуров
Многие читали романы модного нынче итальянского писателя Донато Корризи, действие которых происходит в Риме. Роскошная смесь запутанных историй, тайн, связанных с католической церковью и атмосферное описание храмов и улочек вечного города вдохновило нас пройти этими путями, а заодно немного изучить описанные в романах места. Так мы оказались в Базилике Святой Марии над Минервой.
По следам потерянных девушек Рима
Фото: Виктор Винокуров

Сколько раз мы проходили мимо этой неприметной с виду белостенной базилики, расположенной на площади Минервы всего в паре минут от античного Пантеона! И сколько раз не заходили в ее готическое чрево, обманутые скромным фасадом. Но рано посыпать голову пеплом, ибо в очередной раз посетив город на семи холмах, мы направились в этот древний храм.

На площади Минервы всегда есть народ, в основном туристы. Каждый раз, да как и впрочем на многих туристических площадях Рима, здесь демонстрируют очередной способ зарабатывания денег из ничего. Сейчас это песок: девушка на глазах у праздных гуляк превращает его в миленьких собачек. Понравилось — кинь монетку.

Фото: Виктор Винокуров

Обелиск из огорода

Перед входом в базилику на площади стоит не менее знакомый образ — египетский обелиск на спине слона. Сам обелиск датируется то ли четвертым, то ли шестым веком до нашей эры. Этот кусок камня сам по себе уже интересен: его привез Цезарь после завоевания Египта и изначально его установили в другом месте — на Марсовом поле у храма богини Исиды. Но пески времени замели и сам храм, и былую славу Римской империи на многие века.

Фото: Виктор Винокуров

Обелиск нашли спустя столетия, в середине 17 века, доминиканские монахи во время вскапывания огорода. Окончательному образу композиции со слоном мы обязаны папскому архитектору Бернини, который, если верить легендам, решил пошутить над ограниченностью братьев-доминиканцев и специально повернул каменного слона задом к монастырю.

Оплот инквизиции

Базилика Святой Марии над Минервой была воздвигнута в 1280 году поблизости от античного храма, посвященного Минерве Халкидикийской — богине мудрости. За почти восемь столетий базилика претерпела множество переделок, и в нынешнем виде ее называют чуть ли не единственной готической церковью в Риме.

Пусть скромность фасада не вводит в заблуждение: базилика, помимо действительно ценных экспонатов, хранит тайны инквизиции. Под ее готическими сводами проходили те самые знаменитые процессы над учеными и отлучения от церкви. И именно ее холодные мраморные своды огласили последние слова Галилео Галилея, сказанные перед казнью: «Всё равно она вертится».

Базилика буквально стоит на костях — папства, знати и святых. Под потолком, расписанным изображениями сивилл (героини античной мифологии — предсказательницы), покоятся останки, а вернее - часть из них, покровительницы Италии - Екатерины Сиенской. Она внесла немалую лепту в возвращение пап из Авиньона, за свои заслуги ее причислили к лику святых. Екатерина Сиенская, чье служение церкви проходило во времена Великой Инквизиции, впрочем, рисковала и при жизни: способствовала развитию литературного итальянского языка. В Средневековье останки святой подвергли разделению: сиенцы выпросили для себя череп Екатерины, дабы привлечь в Сиену паломников, желающих поклониться мощам святой.

У одной из колонн скромно (если не знать, то можно и не заметить) - творение самого Микеланджело, статуя «Воскресший Христос». А список всех 18 шедевров установлен напротив входа.

Статуя «Воскресший Христос».
Статуя «Воскресший Христос». Фото: Виктор Винокуров

Судилище душ

Но, вернемся к роману Корризи «Потерянные девушки Рима», в котором базилика Святой Марии над Минервой стала одним из мест действия. Корризи отправляет читателя вместе с героями к одной из самых неприметных из всех 12 капелл базилики - Святого Раймондо из Пеньяфорта. Она самая последняя, самая бледная и практически лишена украшений. Корризи называет святого Раймондо одним из самых значительных сотрудников «Paenitentiaria Apostolica» – ведомства Святого престола, которое издавна занималось грехами.

В 13 веке ему было поручено составить текст, в котором разбирались бы проблемы совести, чтобы облегчить работу исповедников. И Брат Раймонду создал труд «Summa de Casibus Paenitentiae» - «Сумма вопросов покаяния». Там вводились единообразные критерии оценки вины, и каждой из них соответствовало определенное покаяние, рассказывается в романе «Потерянные девушки Рима».

Базилика Святого Раймондо из Пеньяфорта.
Базилика Святого Раймондо из Пеньяфорта.
Фото: Виктор Винокуров

Эта капелла, можно сказать, и есть Судилище душ. Сюда приходят верующие ставить свечки во искупление грехов — своих, близких, а, может, и всего человечества.

Интересно, что архив Paenitentiaria Apostolica, описанный в романе, по заверениям самого Донато Корризи, существует. Это место, где с древних времен изучались и анализировались проявления зла в людском мире. Пенитенциарии преследуют цель собрать более полную казуистику всех грехов, дабы осмыслить проявления зла в истории человечества. Однако со временем члены этого тайного ордена превратились в следователей и принимали участие в отправлении правосудия. У пенитенциариев есть и свой сайт — www.penitenzieria.va.