Регион отрезанных ушей

2 августа 2018, 18:19 | Виктор Винокуров
Здесь родился Нострадамус и сходил с ума Ван Гог, а в далекие времена топтали землю римские легионы. Кипарисы стреляют вверх, пшеница распустила свои золотые косы, а лаванда блекнет под августовским солнцем. Все это - древние французские городки Сен-Реми-де-Прованс и Арль.
Психбольница Сен-Поль-де-Мозоле, в которой лечился Ван Гог.
Психбольница Сен-Поль-де-Мозоле, в которой лечился Ван Гог. Фото: Виктор Винокуров

В Сен-Реми-де-Прованс, кажется, не бывает плохой погоды. Аура города, столь же древнего, как расположенные в его предместье руины древнеримского Гланума, странная и тяжелая. И вроде бы солнце должно радовать, и природа живописная, но все же что-то здесь не так...

Руины древнеримского Гланума.
Руины древнеримского Гланума. Фото: Виктор Винокуров

И в голову приходит мысль: насколько этот город должен обладать магическим флером, раз именно здесь больше чем пятьсот лет назад родился астролог и прорицатель Нострадамус и именно здесь написал свои шедевры художник Винсент Ван Гог.

Французский дух - он сыром пахнет

Но все вокруг радуются. Улыбчивые туристы и горожане смешались в одной толпе на организованном у подножия главного собора Сен-Реми - Собора святого Мартина - рынке, где полно вкуснейшей снеди.

Вот лавка со спелыми цитрусами, а вот гроздья чеснока, чуть дальше — артишоки, зелень, спелая клубника. Прилавка с сырами не видно из-за желающих его купить и отведать, но сырный дух чувствуется издалека. Густое сырное амбре смешивается с другими ароматами, впитываясь, кажется, в одежду и надолго еще запутываясь в волосах.

А вот прямо на улице в огромной сковороде готовятся «морские фрукты» - устрицы, мидии, креветки... Обжигаясь, люди едят их прямо здесь, вдруг еще захочется. Стоит отойти чуть дальше - и можно купить уже свежих устриц и прочих морских гадов.

Наступить на Мозоль

Выбравшись из толпы, мы идем в грустное место — психбольницу Сен-Поль-де-Мозоле (Saint-Paul-de-Mausole), где по собственной воле заточил себя на год страдающий затяжными депрессиями художник Винсент Ван Гог.

У входа на территорию монастыря и действующей лечебницы для душевнобольных женщин нас встречает бронзовое изваяние самого Винсента. В его руках - увядающие подсолнухи, которые принесли ему славу. Но, после смерти. И огромные деньги, что достались тоже не ему.

Стены монастыря, где расположился музей, посвященный известному душевнобольному гению, будто плачут: разводы от дождей и время осели на них темными полосами. Внутри небольшой дворик, где играет с цветами солнышко. Мы поднимаемся по лестнице в воссозданную палату, где сходил с ума Ван Гог и писал свои шедевры. Скромная кровать, стул, стол, окно с решеткой. Из него — все тот же вид, который запечатлел Ван Гог на своей картине «Вспаханное поле и пахарь». Ее продали за более чем $80 млн. Стены этой комнаты грязно-желтого цвета. И даже вполне себе здравого человека могут ввести в уныние.

Больницу окружает парк с цветами, где, помимо роз и бегоний, растут вдохновившие Ван Гога ирисы. Эту картину он сам называл «громоотводом моей болезни». Здесь же можно пройтись по «тропе Ван Гога». В ходе прогулки вас будут сопровождать репродукции его самых знаменитых картин. Они установлены на панелях и именно в том окружении, которое видел сам автор полотен. За год пребывания в этом месте Ван Гог написал порядка 150 произведений и создал больше сотни рисунков.

Арль, где отрезают уши

Недалеко от Сен-Реми-де-Прованс расположился не менее древний и интересный городок Арль. В нем тоже все еще чувствуется влияние римлян.

Пожалуй, среди достопримечательностей можно выделить римский амфитеатр — уменьшенную копию римского Колизея. Это сооружение, повидавшее за столетия не одно сражение гладиаторов, заставляет забыть, что ты находишься во Франции. И лишь грассирующая «ррррр» выводит из этого небольшого оцепенения. Интересно, что именно в древнеримских развалинах нашли статую Венеры, которая выставлена в парижском Лувре.

Кстати, здесь же в ходе очередной попойки Винсент Ван Гог (а он был еще тем выпивохой) поссорился с не менее известным и великим коллегой, тоже любителем горячительных напитков — Полем Гогеном. Что было на самом деле, конечно же, мы точно знать не можем, но, по одной из главных версий, Винсент погнался с бритвой за своим другом и кумиром, но потом передумал и в порыве отчаяния отрезал себе мочку уха.

Мы бродили по Арлю, наслаждаясь его узкими улочками, которые то и дело выводили нас к достопримечательностям. На главной площади города расположена церковь Сан-Трофим.

Главная площадь Арля.
Церковь Сан-Трофим.
Фото: Виктор Винокуров

К незатейливому по своей архитектуре зданию пристроили шедевральный портал. Есть версия, что святой Трофим был первым епископом Арля. А еще здесь короновали Фридриха Рыжебородого (Барбаросса).

На набережной Арля находятся руины терм императора Константина.

Термы императора Константина в Арле.
Термы императора Константина в Арле. Фото: Виктор Винокуров

После прогулки мы все никак не могли понять, отчего так тяжко на душе и почему так болит голова и шумит в ушах... Лишь немного придя в себя, мы поняли причину: цикады. Эти насекомые повсюду в Провансе. От их несмолкаемого навязчивого стрекота, который не умолкает, кажется, и ночью, сходишь в буквальном смысле с ума. И тоже, как и Ван Гогу, иногда хочется отрезать себе уши.

Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ